Земноводные Дышат при Помощи
Лучше умереть модным, чем жить кое-как — считали во все времена. Жертвы богу моды приносили разные: удобство, зубы, здоровье, лягушки и райские птички — все шло на алтарь.
Не дышите
Корсет, в отличие от многих модных аксессуаров, жил веками и всегда вызывал возмущение феминисток, требовавших свобод женщине, а также ее телу. Особенно изощренные разновидности его, утягивающие не только талию, но и грудь, были в ходу в XVI веке в Испании: с металлическими или деревянными брусьями, шарнирами по бокам и отверстиями по всему корпусу — для доступа воздуха. Когда корсет стягивали, края дырочек врезались в тело. На современный взгляд, эта штуковина больше похожа на орудие пыток, чем на предмет женского туалета. Затем условия смягчились: вместо металла стал использоваться китовый ус. Но дышать от этого было не легче — модный стандарт объема талии, введенный француженками XVII века, составлял 33 см. Чтобы достигнуть идеала, дамы предварительно выпивали разбавленного уксуса и, пользуясь спазмами, затягивали шнуровку.
Несмотря на протесты врачей, утверждавших, что корсет способствует деформации внутренних органов, он дожил до середины прошлого века. Именно тогда в Книгу рекордов Гиннесса попала Этель Грейнджер — «самая тонкая талия в мире». В угоду мужу она за десять лет (с 1929 по 1939 год) с помощью корсетов довела свою талию с 24 до 13 дюймов — того самого стандарта француженок XVII века.
Благородная чахотка
«Юноша бледный со взором горящим…» — так сформулировал Валерий Брюсов образ, безошибочно привлекающий женщин в XIX — начале XX века. Болезненная худоба, бледность, внезапный румянец, лихорадочный блеск глаз… Несмотря на то что, как правило, это сопровождалось высокой температурой, кровавым кашлем и скорой смертью — от чахотки (так называли туберкулез), — именно такими, а не накачанными мачо, были, по мнению многих женщин, настоящие, благородные мужчины. Недаром лорд Байрон писал: «Я бы хотел умереть от чахотки. Все дамы бы говорили: «Посмотрите на бедного Байрона! Как красиво он умирает!».Смертельная бледность
Еще во времена Древнего Рима здоровый румянец и загар считались уделом простолюдинок. Благородной матроне полагалось иметь кожу цвета алебастра. В ход шел толченый мел, смешанный со свинцовыми белилами, которые медленно, но верно отравляли организм. Существовал также действенный, но не менее опасный «крем красоты»: бараний жир, картофельный крахмал и окись олова. Позже, уже в эпоху Возрождения, появилась пудра госпожи Тофаны с добавлением мышьяка и двойным действием: она бледнила и травила не только свою хозяйку, но и входившего с ней в контакт законного супруга — таким образом было отравлено около 600 мужей. Позже помогали девицам избавиться от румянца и пиявки — отсасывая лишнюю кровь.Кринолин вместо парашюта
На современный взгляд, кринолин похож на проволочную основу очень большого абажура. Жизнь этой громоздкой конструкции, достигавшей на пике моды 2 м в диаметре, была недолгой — примерно в период между лондонской выставкой 1859 года и Всемирной выставкой в Париже 1867 года, — но впечатляющей. Дамы часто не могли войти в дверь дома, не говоря уже об экипаже, зато стальные обручи необъятной ширины способствовали соблюдению «предписанной скромностью дистанции» с собеседником.Случались и непредсказуемые ситуации. Так, в 1863 году газета The Times сообщила о гибели 14-летней служанки Маргарет Деви, у которой загорелось платье, растянутое на модной конструкции. Присяжные вынесли вердикт: «Смерть из-за несчастного случая, вызванного кринолином». Зато Саре Энн Хенли, прыгнувшей после ссоры с любовником с Клифтонского моста высотой 75 м, кринолин спас жизнь, сыграв роль парашюта.