Земноводные и Пресмыкающиеся Таблица Сравнения
В последние годы учителями городских средних общеобразовательных школ незаслуженно забыты животные, которых несложно содержать в уголке живой природы при кабинете биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это проще и существенно экономит время на подготовку к уроку, однако не заменит того, что могут дать живые животные, содержащиеся в школьном кабинете.
В течение многих лет в кабинете биологии нашей школы содержатся различные виды животных, которые не только украшают кабинет, но и используются в качестве наглядного материала при проведении уроков по зоологии, общей биологии и др.
В кабинете одновременно находится 5 аквариумов. В один из них заселены хищные декоративные рыбы, во второй растительноядные рыбы. Третий аквариум отражает многообразие водорослей и водных растений. Четвертый – это место обитания красноухой черепахи, а пятый чаще всего выполняет декоративную роль. В кабинете также содержатся представители земноводных (шпорцевая лягушка), пресмыкающихся (красноухая черепаха), птиц (канарейки и попугаи), насекомых (палочники и мадагаскарские тараканы). О том как можно использовать этих и других животных при изучении биологии в школе, и пойдет речь в этой статье.
Моллюски
В курсе зоологии 7-го класса учащимся предлагается цикл лабораторных и практических работ, а также наблюдения за животными. Например, в разделе Моллюски на уроке «Внешнее строение и образ жизни брюхоногих моллюсков» учащимся предлагается работа с натуральными объектами. В чашки Петри помещаются крупные, хорошо развитые улитки из аквариума, чашки выдаются на каждый стол, и учащимся предлагается выполнить задание, предложенное учителем.
Задание
• Рассмотрите тело брюхоногого моллюска, найдите три основные части тела. Назовите эти части, используя текст учебника.
• Используя полученные знания, объясните, почему моллюски называются брюхоногими.
• Рассмотрите раковину моллюска, кратко опишите ее строение и функции.
• Рассмотрите голову моллюска, найдите на голове щупальца и глаза, с помощью текста учебника выясните их значение.
• Через стекло чашки Петри проследите за процессом питания улитки, используя текст учебника, отметьте особенности строения пищеварительной системы.
• Проследите за движением улитки по разным поверхностям (стекло, бумага), отметьте скорость, с которой двигается улитка. Объясните свои наблюдения, используя текст учебника.
• Опустите улитку в стакан с водой и до конца урока отмечайте, как часто она поднимается на поверхность. Объясните, зачем она это делает. Если вы затрудняетесь ответить на вопрос, прочитайте в учебнике раздел «Дыхание».