Конспект урока биологии на тему «Общая характеристика земноводных

Признаком Приспособленности Земноводных

О.А. ТАЛЮТИНА,
г. Тутаев, Ярославская обл.

Оборудование: магнитофон и аудиокассета с записью голосов лягушек; влажные препараты лягушек; живые шпорцевые лягушки в аквариуме; информационные листы (Приложение 1); таблицы и рисунки с изображением кистеперых рыб, различных земноводных; схемы строения конечностей позвоночных; ласты.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных – земноводных. Тема нашего урока – «Земноводные – необычные животные». В чем же их необычность? Это нам с вами сегодня и предстоит выяснить.
Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Я беру на себя задачу защитить земноводных, а сделать я это смогу в том случае, если познакомлю вас с особенностями строения и образа жизни лягушек, их ролью в природе и жизни человека.

Звучит запись голосов лягушек.

II. Изучение нового материала

1. Земноводные – первые наземные животные

С целью активизации познавательной активности учитель предлагает классу обсудить вопрос: «Как вы считаете, за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?»
В ходе фронтальной беседы ребята указывают признаки лягушек, вызывающие у них отвращение и боязнь (холодные, скользкие, некрасивые и т.п.).
Учитель доказывает необоснованность этих взглядов, демонстрируя изображения наиболее красивых земноводных. Он подчеркивает, что все признаки земноводных, которые могут вызывать у людей неприязнь и отвращение, являются необходимыми приспособлениями к среде обитания. Одновременно вводится или закрепляется понятие: среда обитания организмов – это комплекс окружающих условий, влияющих на их жизнедеятельность. А под приспособленностью понимают совокупность тех особенностей строения, которые обеспечивают им возможность жизни в этих условиях (готовые записи имеются на информационном листе).
Учитель говорит о том, что земноводные – первые наземные позвоночные и приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной средах различаются очень сильно.
Далее в ходе беседы проводится сравнительная характеристика этих сред обитания. Внимание учащихся обращается на такие показатели, как плотность (и, соответственно, вес тела в среде), концентрация кислорода, колебания температуры, запыленность.
К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: земноводные – необычные животные, так как являются первыми наземными позвоночными, и, выйдя на сушу, не «сумели окончательно порвать связь с водой». В воде проходит их размножение и личиночное развитие, они должны постоянно пополнять запас воды в организме.
Учитель сообщает, что земноводные появились на Земле более 350 млн лет назад, и предлагает учащимся подумать (а в случае затруднений подводит к ответу), какие древние рыбы могли «проложить им путь на сушу». (Демонстрация таблицы с изображением кистеперой рыбы.) Далее следует уточняющий вопрос: какие признаки древних кистеперых рыб оказались полезными для развития организмов, способных существовать на суше? (Мясистые плавники, способность при неблагоприятных условиях переходить на «легочное» дыхание.)

2. Среда обитания и особенности строения земноводных

Для выявления приспособленности лягушек к средам обитания организуется работа в группах. Учащиеся выполняют лабораторную работу «Среды обитания и особенности строения лягушки» (Приложение 2).
После выполнения лабораторной работы следует проверка в виде ответов на вопросы программированного задания (Приложение 3).
После ответов учащихся следует обобщение учителя с показом таблиц и скелета лягушки.
Формулируется три основных вывода:

  • Лягушка – животное необычное. У нее можно обнаружить черты приспособленности к обитанию в воде и на суше.
  • Благодаря этой особенности весь класс получил название «Земноводные».
  • Второе название этого же класса – «Амфибии», что в переводе с греческого языка означает «двоякодышащие».

Учитель рассказывает о том, что каждую группу животных изучает определенная биологическая дисциплина, и предлагает подумать, как будет называться наука о земноводных, если лягушка на греческом языке – «батрахос». (Батрахология.)
Учащиеся делают записи определений новых терминов в информационных листах.

3. Достижения земноводных

Земноводные – это поистине удивительные создания. Если бы животным давали патенты за изобретения, то амфибии по праву первыми бы их получили.
Выступления учащихся с информацией о «достижениях» земноводных (Приложение 4).
Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизмененном виде у всех наземных позвоночных.
Проводится сравнение строения конечностей пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, человека. У всех у них передние конечности состоят из плеча, предплечья и кисти, а задние из бедра, голени и стопы. (Демонстрация таблиц.)
Далее учитель сообщает, что лягушки первыми «создали» оркестры. Голосом они могут соперничать с птицами.

Прослушивание записей голосов лягушек.

4. Земноводные – объект интереса биоников

Учитель рассказывает, что некоторые признаки земноводных давно заинтересовали ученых-биоников. На основе этих особенностей были сконструированы электронные приборы (например, электронная модель глаза для слежения за движущими самолетами) и ряд других предметов. Один из них находится у меня в черном ящике. В конструкцию этого предмета за основу была взята особенность строения задний конечности лягушки. Впервые сконструирован в 1929 г. французом Луи де Корле. Что это за предмет? (Ласты для подводного плавания.)
У лягушки есть еще одно качество, которое представляется очень интересным в настоящее время, т.к. оно может открыть перед человеком огромные возможности по завоеванию Мирового океана. Пока мы его не можем использовать. Что это за качество?
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что это способность к кожному дыханию. Возможно, когда-нибудь будут созданы костюмы из полупроницаемых мембран, которые, как кожа лягушки, смогут извлекать кислород, растворенный в воде. Тогда водолазам не потребуется специальная аппаратура с запасом воздуха.
Учитель продолжает разговор о том, что живая природа с незапамятных времен служила человеку источником вдохновения в его стремлении к техническому прогрессу и неслучайно в 1960 г. на базе естественных и инженерно-технических наук родилась наука бионика.
На доске записана расшифровка слова бионика:

бионика = биология + техника.

После краткого обсуждения формулируется определение, которое записывается в информационный лист.

Бионика – наука, изучающая возможности применения в технике принципов организации и работы живых организмов.

5. Лягушки – объект научно-экспериментальной биологии и медицины

Учитель рассказывает о том, что земноводные – объект научной и экспериментальной работы. Они помогли людям сделать ряд важнейших научных открытий. Затем выступает ученик с сообщением об истории открытия «животного электричества» (Приложение 5).
Учитель отмечает, что благодарное человечество поставило лягушкам два памятника: в Парижском университете (Сорбонне), по настоянию крупного естествоиспытатели Клода Бернара и в Токио (Япония), по инициативе студентов.
Но лучший наградой лягушкам за все, что они сделали для человека, было бы гуманное к ним отношение. Я надеюсь, что сегодняшний урок изменит ваше отношение к этим необычным животным.

6. Заключение

Завершая знакомство с необычными особенностями позвоночных, учитель предлагает записать выводы по уроку на информационном листе. Отдельные учащиеся зачитывают свои записи: некрасивые, первые наземные животные, слюнтяи, объекты для биоников и экспериментальной работы...
Учитель подводит итог урока: «Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни».
И как призыв к охране, бережному отношению ко всему живому на планете, на доску вывешивается плакат с изображением рук человека, охраняющих планету и все живое на ней, в том числе и земноводных.
В качестве заключения ученикам предлагается подумать над ответом на следующий проблемный вопрос. Что имеют в виду экологи, когда говорят: «Если посадить лягушку в таз с горячей водой, она мигом оттуда выпрыгнет. Но если посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого»?
Ученики приходят к выводу, что экологи предупреждают нас об опасности незаметного накопления отрицательных последствий в результате постепенного отравления окружающей среды.

III. Закрепление

В качестве закрепления учитель просит двух учащихся заполнить таблицу о приспособлениях земноводных к жизни в воде и на суше, представленную в информационном листе на доске. Все остальные в это время анализируют свою деятельность на уроке по следующим вопросам.

1. Какое открытие ты сделал на уроке?
2. Что изменилось в твоем миропонимании?
3. Что тебя больше всего заинтересовало?
4. Что тебе хотелось бы узнать еще?

После завершения анализа урока учащиеся, заполнявшие таблицу у доски, представляют свою работу.
Затем под запись голосов лягушек все ученики заполняют таблицу в своих информационных листах и оценивают свой труд на уроке.

Приложение 1

Информационный лист

Тема урока: ____________________________

I. Рабочая страница.

1. Основные понятия к уроку

Среда обитания – это комплекс окружающих условий.
Приспособленность – совокупность особенностей строения организмов, которые обеспечивают им возможность жизни в этих условиях.

Амфибии – _____________________________
Батрихология – ________________________
Бионика – ______________________________

2. Выводы по уроку

1) 8)

3. Закрепление

Приспособления земноводных к жизни

на суше

в воде

II. Домашнее задание

1. Работа с текстом учебника (раздел «Особенности внешнего строения лягушек»).

Источник: bio.1september.ru